Естественным стремлением для любой современной компании является постоянная работа над повышением эффективности ее деятельности. Ставя перед собой определенные цели, организация формирует комплекс действий, направленных на их достижение.

Эти системные действия получили название "бизнес-процессы", и работа над их усовершенствованием станет темой данной статьи.

Бизнес-процессы преследуют определенные цели, включают ряд действий и ориентированы на достижение прогнозируемого результата. Оптимизация бизнес-процессов требует индивидуального подхода к каждому предприятию, поскольку они тесно связаны со спецификой бизнеса, масштабов организации, топ-менеджмента.

Чтобы достичь результатов в бизнесе, необходимо разработать стратегию маркетинга и грамотно соотнести ее с методикой реализации на практике. Но нередко можно столкнуться с тем, что выполнены все условия для достижения нужных показателей, а результата нет. В этом случае стоит обратить внимание на функционирование нижних уровней управления.

Необходимость в оптимизации бизнес-процессов на определенном этапе развития организации становится очевидной, даже если ранее о ней речи не шло. Однако если штат сотрудников компании расширяется, появляются новые подразделения (в особенности – если они географически удалены друг от друга) и уровни управления, а единой информационной системы нет – значит, настало время принимать меры по улучшению бизнес-процессов.

Если оперативно не отреагировать на процессы развития организации, в определенный момент можно столкнуться с тем, что принятие и выполнение решений осуществляется слишком медленно, обнаружатся неконтролируемые аспекты; отсутствие регламентированных прав и обязанностей может вызвать напряжение у персонала; чрезмерная бюрократия приведет к большим потерям времени и ресурсов даже для решения простейших операций.

Как только начнут проявляться подобные проблемы, необходимо предпринимать меры. В идеале – начинать работу по оптимизации бизнес-процессов нужно еще до возникновения проблем. За любыми значительными изменениями в управлении или структуре предприятия должны следовать действия по "подгонке" бизнес-процессов под новые условия работы.


Моделирование бизнес-процессов
Традиционно схема построения включает описание ситуации, какой она есть на текущий момент (англ. "as is") и дальнейшее доведение до оптимального состояния (англ. "to be"). Многим руководителям предприятий первая часть кажется лишней, они видят в ней лишь желание исполнителей больше заработать. Однако вопреки этому мнению, описание состояния бизнес процессов перед оптимизацией позволяет выявить существующие проблемы и осуществить начальную оптимизацию бизнес-процессов.

Оптимизация
Критериями для оптимизации бизнес-процессов, как правило, становятся стоимость, длительность операций. Для каждого такого критерия необходим индивидуальный подход. Например, для магазина важны бизнес-процессы, связанные с работой с покупателями. При этом актуален выбор между критериями цены и качества: для магазина эконом-класса приоритетным критерием станет цена, а для дорогого бутика – качество. Соответственно, критерий оптимизации дает возможность определить стратегию, которая теперь влиять и на систему управления.

Внедрение
Информационные системы на базе платформы "1С:Предприятие" поддерживают оптимизацию бизнес-процессов. Однако кроме технической стороны вопроса существует еще ряд аспектов, которые необходимо учесть для актуализации бизнес процессов. Прежде всего, персонал предприятия должен быть обучен и мотивирован к работе согласно внедренным бизнес-процессам. Периодически должен проводиться анализ результатов и эффективности внедренных бизнес-процессов, а также их дальнейшая оптимизация на основании результатов анализа.

Модификация
По мере развития предприятия возникнет необходимость в модификации бизнес-процессов. Нужно будет оптимизировать их под изменившиеся реалии деятельности организации и перспективы ее развития. Модификации должны быть согласованы со всеми участниками проекта.

Бизнес-процессы подразделяются на три вида:
  • основные;
  • вспомогательные;
  • управленческие.
Бизнес-процессы, относящиеся к основному виду, преследуют цель удовлетворить потребности клиента и обеспечить прибыль для предприятия.
Вспомогательные бизнес-процессы не представляют интересы клиентов, однако отвечают за стабильную деятельность предприятия.
Управленческий вид бизнес-процессов помогает ставить цели для организации в целом, а также ее подразделений.

Какие цели преследует оптимизация бизнес-процессов
Среди многочисленных задач, которые решает оптимизация, можно выделить несколько наиболее важных. В результате оптимизации бизнес-процессов предприятие становится более управляемым, а его продукция и услуги – более качественными; снижается влияние человеческого фактора на деятельность организации; максимально эффективно распределяются обязанности между подразделениями; все аспекты деятельности предприятия соответствуют государственным и потребительским требованиям, а также международным стандартам.

Что дает оптимизация
В результате оптимизации бизнес-процессов налаживается эффективное взаимодействие подразделений и вспомогательных служб, сокращаются сроки решения задач, предприятие становится более управляемым и прибыльным. Подразделения перестают дублировать функции друг друга, повышается точность планирования, расширяются возможности развития бизнеса.

Информационная система и оптимизация бизнес-процессов
Информационные системы на платформе "1С:Предприятие" позволяют работать непосредстенно с бизнес-процесами, автоматизируя и оптимизируя их. Реализация бизнес-процессов в 1С дает возможность получить максимально эффективный результат при минимальных затратах ресурсов.