Достижение точки перезаказа
Точка перезаказа – это стандартная практика, применяемая на многих предприятиях. Запасы пополняются, когда их остаток достигает определенного минимального уровня, либо же без привязки к объемам – по предварительно установленному плану.
Определение момента наступления точки перезаказа зависит от срока доставки заказа и среднего потребления в день. При быстрых поставках минимальный запас должен быть небольшой, при медленных – более крупный. Отталкиваясь от этих данных можно рассчитывать периодичность пополнения складских запасов.
Точку перезаказа также можно определять по стандартной дате пополнения запасов. При приближении времени очередного перезаказа нужно рассчитать объем товаров, необходимый для поддержания деятельности предприятия до следующего заказа.
При формировании графика расхода запасов можно учитывать как фактические отгрузки, так и запланированные. То есть, если до очередного заказа товаров состоится отгрузка по заказу клиента, превышающая предусмотренный минимум остатка, запасов на складе просто не хватит и произойдет сбой в работе. Однако этот момент также можно учитывать в графике и корректировать объем заказа в зависимости от размеров запланированных отгрузок.
Аналогично можно рассчитывать дату заказа следующего заказа на основе данных о запланированных отгрузок.
Пополнение запасов с помощью статистических расчетов
Программные продукты 1С позволяют рассчитывать средний показатель потребления в день на основе статистических данных. В этом процессе важно вести учет только тех дней, когда осуществляется торговая деятельность. Например, если в выходные дни продаж нет, то среднедневное потребление считать в календарные дни – неправильно.
Если в учет попадут дни, когда торговые операции осуществлялись в неполном объеме из-за нехватки запасов на складе, показатели среднедневного потребления также окажутся некорректными. В результате будет заказано недостаточно товара, и с каждым таким заказом ситуация нехватки продукции будет только усугубляться.
Страховой запас
Отдельного внимания заслуживает тема страховых запасов товаров, которые хранятся для стабилизации продаж при каких-либо отклонениях от средних показателей. Расчет страховых запасов вызывает ряд сложностей, связанных с отсутствием регламента расчета, что становится огромной проблемой для предприятий с большими складами и многочисленными товарами. В идеале информационная система должна обеспечивать не ручное, а автоматическое вычисление страхового запаса с сохранением возможности ручной корректировки показателей.
С целью избежания потерь, связанных со срывами сроков поставки товаров, важно сформировать страховой запас на такой случай. В результате страховой запас составит сумму запасов на случай повышения активности покупателей и на случай срыва терминов поставки товаров.
Параметры добавления товара в ассортимент
Торговые предприятия торгуют только наиболее популярными товарами из каждой категории. Важно корректно определить, какие товары стоит добавлять в ассортимент, а какие – окажутся невостребованными и снизят оборачиваемость финансовых средств. Необходимо выделить товары, которые обязательно должны быть в ассортименте, провести АВС-классификацию продаж по прибыли, выявлять примеры товаров-комплиментов по статистике торговой деятельности и включать их в ассортимент, проверять востребованность новых товаров на практике, после чего принимать решение об их включении в ассортимент.
Работа с транспортными средствами
Управление складскими запасами тесно связано с вопросами работы транспортных средств. Так, в целях экономии может быть принято решение об увеличении текущего заказа, что позволит использовать грузовую часть машины на 100%. Для этого необходимо корректировать объем каждого товара в заказе пропорционально его востребованности среди покупателей. Планирование загрузки транспорта требует комплексного подхода, учета объема и грузоподъемности ТС, а также особенностей товаров.
Управление неликвидами
Неликвидные товары – практически неизбежное явление на складе. Причины из возникновения могут быть разные – отказы клиентов, ошибки, недостаточный спрос и т.д. Решение проблемы может крыться во взаимодействии складов близлежащих торговых отделений. Так, при обнаружении недостачи товаров на одном из складов, можно переместить их с другого склада, на котором они признаны неликвидными.
Товарные остатки у дистрибьюторов
Распространение товаров через сеть дистрибьюторов является стандартной практикой для крупных компаний. Стратегия ведения статистики продаж для планирования запасов на складах, предназначенных для отгрузок дистрибьюторам, не подходит. Заказы от дистрибьюторов зачастую носят нерегулярный характер, и большая отгрузка в одном месяце может означать, что в следующем – заказа не будет вообще.