Как организовать эффективный управленческий учет на предприятии?

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от потребностей предприятия. Наиболее распространенное решение на отечественных предприятиях – это использование программных продуктов семейства "1С:Предприятие". В данной статье мы расскажем о возможностях ведения управленческого учета с помощью программы "1С:Бухгалтерия".

Работа с информацией
Для большинства учетных систем актуальны три метода сбора и обработки данных – они подходят и для 1С.

Вариант 1
Информация бухгалтерского учета попадает в базы данных отдельно от информации управленческого учета. Данный вариант отличает высокая трудоемкость.

Вариант 2
Данные, полученные в бухучете, преобразовываются для дальнейшего использования в управленческом учете. Однако полная автоматизация процесса переноса данных невозможна в связи с необходимостью в дополнении бухгалтерской информации. Так, если в компании собран и отгружен компьютер, то в бухучете будут отражены две услуги: отгрузка его комплектующих и сборка. Управленческий учет отобразит это как комплекс операций.

Вариант 3
Данные, полученные в управленческом учете, преобразовываются для дальнейшего использования в бухгалтерском. Происходит автоматическая выгрузка ключевых операций из базы управленческого учета в базу бухучета. В то же время, операции, отличающиеся по содержанию, ведутся отдельно. Информацию управленческого учета в систему добавляют экономисты или исполнители, после чего происходит ее автоматический перенос в базу бухгалтерии. В результате контроль бухгалтерии над процессом учета оказывается неполным. Во избежание подобной ситуации автоматизация затрагивает только стандартные операции, остальные же обрабатывают специалисты бухгалтерии.

Практика показывает, что наибольшей популярностью пользуется вариант первый. Причиной тому – нежелание бухгалтеров быть ответственными за управленческий учет и не желают, чтобы в их деятельности принимали участие сотрудники других отделов. В таких случаях за управленческий учет отвечает другой отдел или непосредственно финансовый директор. В ходе развития компании постепенно переходят к автоматизации переноса данных между бухгалтерским и управленческим учетом. Это позволяет сделать бизнес более прозрачным.

Дополнение данных
Как известно, управленческий и бухгалтерский учет по-разному трактуют операции. Но существует также ряд сложностей, связанных с совмещением этих разновидностей учета. Особую проблему составляет ведение учета нефинансовых данных, из-за чего приходится корректировать и дополнять данные информационных систем.

В типовом решении могут также возникнуть сложности при организации учета расчетов между различными центрами ответственности, относящимися к одному юрлицу. Решением в таком случае становится доработка стандартных функций программы (дополнительные настройки, новые отчеты и документы).

Бюджетирование
Компании, использующие программы 1С, могут составлять бюджеты в модулях финансового планирования. Предпочтительнее, чтобы данные об операциях в систему вносили непосредственно их исполнители – вместо того, чтобы брать информацию в первичных документах, которые поступают в бухгалтерию. Это позволит вести оперативный анализ отличия плановых показателей бюджета от фактических.

Анализ данных
Собранная информация анализируется в системе с помощью специализированных инструментов финансового планирования. На практике большинство предприятий пользуются стандартным набором отчетов о движении ДС, прибылях и убытках, балансовый отчет. Кроме того, могут быть использованы и доработанные формы отчетов (например, для учета движения материальных ресурсов, перемещения товаров между складами и т.д.).

Техническая сторона вопроса
Нередки случаи, когда предприятия склоняются к выбору дешевого маломощного оборудования и недорогой версии программного продукта. Это приводит к тому, что система работает медленно, часто случаются сбои и ошибки. В данном случае решение предельно элементарно: не стремиться экономить. Компания, которая стабильно развивается и способна оценить выгоды от вложений, должна быть готова приобрести актуальную версию учетной системы и достаточно производительное оборудование, способное обеспечить бесперебойную работу системы. К тому же, на сегодняшний день доступны выгодные предложения, благодаря которым финансовые затраты будут сведены к минимуму. Речь идет в первую очередь об облачных технологиях и услугах по аренде 1С.

Систему можно также разгрузить систему – это использовать дополнительные носители информации для хранения данных о предыдущих учетных периодах. В этом случае информации для анализа будет меньше, но при этом она будет все еще доступна в качестве архива.

Немаловажен вопрос безопасности данных и ограничения доступа к ним. В этом плане 1С обеспечивает весь необходимый спектр возможностей. Администратор системы может назначить необходимые ограничения по правам доступа для различных пользователей или групп пользователей, разрешить только чтение без права редактирования данных. Кроме того, используются такие средства защиты, шифрование баз данных, электронные ключи и так далее.

В целом, можно сделать вывод, что управленческий учет на базе программного продукта "1С:Бухгалтерия" в первую очередь подходит для небольших и средних предприятий с невысокими требованиями к управлению деятельностью. Данная программа является полноценным помощником в первую очередь для бухгалтеров. Для того чтобы ее возможности смогли удовлетворить потребности финансовых директоров и руководителей, необходим ряд доработок. Таким образом, при выборе программного продукта для ведения управленческого учета необходимо соотносить актуальные нужды предприятия с инструментарием программы и обратить внимание на те решения, которые обеспечивают максимум возможностей для руководящего состава.