Теперь важно понять, что причина обманутых ожиданий заказчиков внедрения лежит не в самой программе CRM. Попробуем разобраться, что необходимо для того, чтобы внедрение принесло положительные результаты для бизнеса.
Прежде всего нужно понять, что технология CRM призвана строить и развивать отношения с клиентами и партнерами для достижения коммерческой выгоды. В этой технологии присутствуют процессы, которые повторяются, а следовательно – могут быть регламентированы. То, что речь идет об отношениях, которые необходимо строить и развивать, подразумевает их нацеленность на долгосрочное сотрудничество с клиентом. Например, разработчики сайтов продают систему правления сайтом, разрабатывают на ней проект, обеспечивают техническую поддержку.
Или предприятие занимается производством продукции, которую приобретают регулярно, а не одноразово (одежда, обувь, продукты питания). То есть, фирма, которая занимается только продажей недвижимости, навряд ли объективно нуждается в CRM. Но ситуация изменится, если список услуг фирмы будет расширен дополнительными сервисами с более долгосрочной перспективой (например, установка сигнализации, ремонты, подключение интернета и т.д. – сервисы, позволяющие продолжить отношения с клиентами на долго после покупки квартиры).
Перед внедрением CRM нужен консалтинг. Прежде, чем приобретать CRM, заказчик должен понять, что это в первую очередь не программный продукт, а полноценная бизнес-стратегия. Бизнес-стратегия, которая требует не просто внедрения и настройки компьютерной программы, а консалтинг и перестройку бизнеса в целом. То есть, процесс должен иметь комплексный характер и включать также работу над адаптацией бизнес-процессов, маркетинговой стратегии, продаж и многого другого.
Конечно, даже при внедрении без консалтинга и изменений в бизнес-стратегии положительный результат будет. Но это будет ситуация, описанная выше: пока руководство наблюдает за работой внедренной системы, менеджеры активизируются, ощущая на себе зоркий глаз шефа. Но пройдет немного времени, все успокоятся, и показатели вернутся в прежнее русло.
Случаются внедрения и с действительно положительным результатом. Но у них есть основа: работающая стратегия CRM, для которой программа становится полезным инструментом, избавляющим от рутинных действий.
Как же избежать пустых трат денег и времени? Если у вас возникла мысль о внедрении CRM на вашем предприятии, для начала проанализируйте своих клиентов, продукцию и уровень хаоса в организации. Для этого уточните для себя несколько важных вопросов.
На чем строится ваш бизнес? Нуждается ли он в постоянных клиентах? Если основная доля ваших доходов исходит от разовых продаж, долгосрочные отношения не нужны, а соответственно – и CRM тоже. Аналогичный вывод напрашивается, если постоянных клиентов у вас немного, но они обеспечивают большую часть вашей прибыли. То есть, отношения с клиентами уже построены, и внедрение CRM в этом случае навряд ли необходимо.
Если ваше предприятие предлагает существующим клиентам более пяти видов продукции или услуг, которые можно продавать повторно и регулярно, то внедрение CRM вполне оправдано. Если же их нет, то есть повод задуматься о консалтинге и расширении бизнеса для добавления новых сервисов для клиентов. Однако на этом этапе важно объективно оценить ситуацию и определиться, есть ли у предприятия ресурсы для реализации таких задач. Если ответ окажется отрицательным, то и CRM окажется излишеством.
Важный показатель – наличие в штате эффективных продавцов, которые способны демонстрировать стабильно высокие результаты с новыми клиентами. Ведь именно их успешный опыт должен лечь в основу модели CRM. Аналогичная ситуация – каналами привлечения клиентов. Если у вас налажены такие каналы, и их эффективность проверена временем, это может стать благодатной почвой для построения CRM-системы.
Разработана ли на вашем предприятии методика обучения новых сотрудников? Один главных признаков организационного хаоса – это отсутствие методики обучения взаимодействию с клиентами, сотрудниками и отделами. Несложно догадаться, насколько эффективной окажется автоматизация хаоса.
В завершение статьи хочется подчеркнуть, что не стоит рассматривать программу – например, ту же "1С:CRM" – как панацею от всех проблем бизнеса. В первую очередь необходимо понимать, что и для чего вам нужно. В этом вам поможет консалтинг, который позволит определить основные нужды бизнеса и подготовить его к нововведениям – если они, конечно, действительно необходимы.